Бесплатные онлайн-вебинары для учителей
интересно • быстро • выдача свидетельств
Выбрать тему
авторские видеоуроки, видеоуроки по русскому, математике и другим предметам.

более 1000 отборных презентаций, планов и материалов к уроку.

Подвижные игры для детей - часть 4



КАЛЕНДАРИКИ
А теперь отправим мяч в небо (но совсем не высоко). Тот, кому по жребию выпало быть первым, начинает подбрасывать мяч и, ловя его, приговаривает: «Понедельник, вторник, среда...» Семь бросков оказались удачными, и теперь уже надо ко дню недели прибавлять месяц: «Понедельник - январь, вторник - январь, среда - январь... понедельник - февраль... понедельник - март...» Еще 84 броска. Если ты ни разу не ошибся и не уронил мяча, то ты игру закончил, пусть в нее вступит товарищ. Если же был промах, тебе, дождавшись очереди, придется начинать с самого начала. Может так получиться, что все использовали по разу свою очередь, но кто-то удачно, а кто-то - нет. Скажем, играли пятеро, трое сбились, а у двоих ошибок не было. Пусть теперь эти двое продолжат спор - кто собьется раньше, тот окажется вторым.

СТАТУИ
В эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: ему придется продолжать игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удастся поймать мяч, то наказание снимается; он может встать на обе ноги. Если же он допустит еще одну ошибку, ему велят опуститься на одно колено. Третья ошибка? Опускается на оба колена. Но если в этом положении игрок поймает мяч, ему все прощается, и он продолжает игру, как все, стоя на обеих ногах. Ну а если его постигла бы четвертая неудача, осталось бы ему выбыть из игры.

УВЕРТКИ: ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ
В эту игру можно играть втроем. Двое стоят на расстоянии 15-20 шагов друг от друга, а третий занимает место где-то между ними. Задача этого третьего - увернуться от мяча, который в него бросают то с одной, то с другой стороны. (Стоит как-то обозначить еще и ширину коридора, из которого нельзя выходить.)
Условия игры можно разнообразить по-всякому. Скажем, уговориться, что в момент броска нельзя перебегать с места на место, а можно только приседать, подпрыгивать, наклоняться в сторону. Или: считать попадания только с отскока от земли.
Опять-таки по-разному может выглядеть задача того, кто в центре событий: то ли ему почетнее как можно дольше продержаться в роли преследуемого, то ли ему надо стараться побыстрее занять место преследователя (а для этого, скажем, надо стараться поймать с лета или после одного отскока неловко брошенный мяч). А можно и так: если ты поймал мяч, у тебя в запасе очко (а если не раз это случилось, то и два, и три...), и запасное очко бросающие сначала еще отыграть должны.
Далее. Бросающих мяч с каждой стороны может и не по одному набраться. Тем более почетно борцу-одиночке продержаться как можно дольше.

УСПЕЙ ЗАПЯТНАТЬ
Встаньте, дети, встаньте в круг на расстоянии двух вытянутых рук! (И взрослые могут вместе с вами встать, если захотят.) Кому-то по жребию выпало оказаться в центре круга - быть водящим. Все перебрасывают друг другу большой мяч, а водящий стремится запятнать того, у кого мяч сейчас оказался в руках. Тут надо быстро сообразить, к кому мяч летит, и успеть коснуться его, пока он от мяча избавиться не успел. Ну ясно - тому теперь и водить.

НЕВИДИМКА
Не с появлением ли «Человека-невидимки» Герберта Уэллса связано возникновение игры с таким названием? Примерно в одно время - на рубеже прошлого и нынешнего веков был сочинен этот знаменитый роман и придумана игра в невидимку; одно время она была всем известна, теперь же вы можете познакомиться с ней по нашему описанию.
Вы стоите в кругу и передаете другу за спиной шапку-невидимку (это может быть, конечно, и шапка, и кепка, и шляпа, и специально склеенный для этого случая бумажный колпак). Вдруг кто-то решает, что его соседу пришла пора стать невидимкой, и неожиданно надевает ему на голову волшебный головной убор. Услышав возглас «Берегись невидимки!», стоящие в кругу разбегаются кто куда, а невидимка спешит к мячу, который лежит в центре круга. Схватив его, он вправе крикнуть (и кричит): «Стой! Ни с места!» Все остановились. Теперь можно попробовать запятнать мячом кого-нибудь, кто оказался поближе. Удалось? Клади скорей шапку-невидимку на землю и беги подальше! (Остальные пока стоят.)
Теперь у нас новый невидимка, и уже он, надев шапку, старается запятнать кого-то еще. И так далее. Как только кто-то промахнется, он считается проигравшим, все снова становятся в круг, в центр кладут мяч, а шапка-невидимка снова идет по кругу.

НЕ ЗЕВАЙ, ТЕБЯ ЗОВУТ!
Встаньте в круг. Спиной к центру и к ведущему, которого вы выбрали, посчитавшись. Слушай внимательно: сейчас он, подбросив мяч вверх, выкликнет чье-то имя. Твое? Быстро повернись и постарайся поймать опускающийся мяч или на лету, или хотя бы после одного (не более) отскока от земли. Не удалось тебе это сделать - придется тебе выйти из круга. Победителем в конце концов останется тот, кому удавалось ловить мяч всякий раз, когда звучало его имя.

ШТАНДЕР
Игра эта будет очень интересной, если соберутся человек пять, не меньше. А вообще, чем больше, тем лучше. Для игры нужен мячик, желательно не очень большой.
Вот сосчитались и выяснили, кому вводить мяч в игру. Все становятся в круг, и он бросает мяч вверх, громко выкрикивая чье-нибудь имя. (А если выйдет так, что в компании окажутся несколько ребят с одинаковыми именами? Надо заранее договориться, как кого называть. Добавлять фамилию? Нет уж, лучше иначе: пусть одна девочка будет Леной, другая - Леночкой, а третья - Еленой...)
Итак, мяч брошен вверх и названо имя водящего. Все, кроме владельца этого имени, разбегаются в разные стороны, а тот, кого назвали, хочет поймать мяч на лету, не дав ему удариться о землю. Если это ему удалось, то разбежавшиеся сразу оказываются в очень невыгодном положении, потому что поймавший мяч получает право сам подбросить его, назвав новое имя. И будьте уверены, скорее всего он назовет имя того, кто успел убежать дальше всех, - ведь тот уж наверняка не успеет вернуться, чтобы поймать мяч на лету.
Так для чего же вообще убегать? Дело в том, что все-таки в большинстве случаев с лета поймать мяч не удается. Мяч отскакивает от земли, катится в сторону, и проходит еще несколько секунд, прежде чем усмирят его. Теперь ловивший мяч может крикнуть: «Штандер!» Все должны тут же остановиться. Водящему надо попасть мячом в кого-нибудь. (Понятно, почему все хотели убежать подальше?) Если мяч в кого-то попал, тот сам становится водящим; игра начинается сначала. Если же бросивший мяч промахнулся, то придется бежать за мячом и, схватив его, вновь крикнуть: «Штандер!» А пока водящий догоняет мяч, все остальные бегут в круг. Водить будет тот, кто не успел до второго сигнала остановки вернуться в круг. А если успели все? Тогда этому водящему придется снова пытаться поймать брошенный вверх мяч.

БЕГИ, ЛОВИ
У тебя в руках мяч (как и у твоих товарищей-партнеров). Надо с этим мячом преодолеть как можно быстрее условленное расстояние (30-40 метров, наверное, будет в самый раз). Но конечно, не просто пробежать, держа мяч в руках, а по-особому. Мяч ударяют о землю так, чтобы он отскакивал вверх и вперед. Побежал за ним, поймал, сделал шаг (только один шаг!) и снова заставь мяч отскочить от земли. Вот так, шагом и бегом, ты продвигаешься вперед.
Тут есть свои тонкости. Понятно, что мяч нужно направлять к земле под острым углом - и чем острее угол, тем дальше вперед мяч отскочит и тем большее расстояние ты сможешь пробежать. Но если ты перестараешься и угол окажется слишком острым, тебе мяч поймать не удастся - и тогда придется вернуться на то место, с которого был произведен неудачный бросок. Так что знай меру!

ПЕРЕХВАТ НА ЛЕТУ
Наверное, многим приходилось играть в волейбол «в кружок». Вот и здесь что-то похожее: становитесь в круг и начинайте перепасовывать мяч друг другу. Но в этой игре появляется водящий, он располагается внутри круга и старается мяч перехватить. А мы, понятно, должны постараться, чтобы ему это не удалось. Важная особенность игры: мяч нельзя ловить, его можно только отбивать (руками), он все время должен быть в движении. Если же водящий все-таки изловчился и перехватил мяч на лету, он ставится в круг на место того, чей пас был перехвачен, а тот делается водящим. (Становишься водящим и в том случае, если отбил мяч неудачно и он упал на землю.)

НАД СЕТКОЙ - ДВА МЯЧА
Эта занятная игра - почти что волейбол. Только играют в нее двумя мячами. Задача: ни в коем случае не допустить, чтобы на твоей стороне площадки оказались оба мяча (проигрываешь очко). Значит, надо стараться как можно быстрее отправить мяч на сторону соперников.
Конечно, в этой игре не будет таких красивых комбинаций, как в настоящем волейболе (пока будешь проводить комбинацию, проиграешь), но зато она требует расторопности, быстроты. Играют на время (скажем, два тайма по 3 минуты). Розыгрыш каждого очка начинается с «взаимной подачи».
Совсем не обязательно иметь в командах полный комплект игроков. Трое (а то и двое?) в команде есть - и пошла игра. И площадка может быть меньше обычной волейбольной. И сетка висеть может пониже. Нет сетки - обойдемся веревочкой.

БЕГИ, ПАСУЙ
Это состязание заимствует кое-что из волейбола и гандбола: как и в этих играх, здесь очень важно уметь отдать хороший пас.
Соревнуются пары. Дистанцию 50-60 метров надо пробежать как можно быстрее, на ходу перебрасывая мяч друг другу (на расстояние около метра). С мячом нельзя делать больше трех шагов, ошибка - штрафное очко. Также получаешь штрафное очко, если уронишь мяч. Эти очки прибавляются к секундам, за которые пара сумела добежать до финиша.
Разновидность состязания: очки не штрафные, а поощрительные, и начисляются они за каждый удачный пас. Казалось бы, лучше всего тут продвигаться к финишу неспешно, бросая мяч наверняка и ловя его уверенно. Но дело в том, что ваши соперники, придя к финишу первыми, получают право в ожидании вас побросать мяч друг другу (также с расстояния в метр). И они наверняка сумеют набрать лишние очки. Так что очень важно избрать правильную тактику.

СПИРАЛЬБОЛ
Немного усилий - и. возле вашего дома возникнет любопытный аттракцион. Стоит только добыть столб длиной 4-5 метров, вкопать его на глубину 1 метра, хорошенько утрамбовать землю. К вершине столба крепится прочная веревка длиной около 2 метров. На свободном конце веревки - волейбольный мяч. (Как привязать его к веревке? Это зависит от наличия или отсутствия шнуровки - в последнем случае придется поместить мяч в сетку.)
Все готово для забавы. Играют двое. Они стоят по разные стороны линии, проведенной по земле через основание столба. Начинающий игру старается так пустить мяч, чтобы соперник не смог задержать его и веревка обвилась вокруг столба. Но соперник тоже не дремлет. Он старается встречным ударом отбить мяч в противоположном направлении. Так, если первый стремится закрутить веревку по часовой стрелке, то второй - против. Никакой очередности в ударах в этой игре нет: кто успевает нанести их побольше, тот и молодец.
Внимание! Важные требования: нельзя заходить за линию на сторону соперника; нельзя просто останавливать мяч - надо именно бить по нему (не по веревке!).
Кому в конце концов удалось добиться своего и закрутить веревку в нужную сторону, зарабатывает очко. До какого счета играть, договариваются заранее. Впрочем, если желающих поиграть хватает, то интереснее сыграть «на вылет» - тот, кто уступил в поединке, отходит на время в сторону, дожидаясь, когда снова наступит его очередь играть.

ФУТБОЛЬНЫЕ ЗАБАВЫ
О том, как любят все футбол, много говорить не приходится. Но не всегда удается затеять игру по-настоящему: или места рядом с домом не находится, или не собралось сегодня достаточное число игроков... Что ж, есть возможность устроить немало развлечений «по футбольным мотивам». Хотя бы такие...

КЕГЕЛЬТИР.
У глухой стены (берегите окна!) или забора поставьте в ряд кегли (штук шесть-семь, на расстоянии метра одна от другой). Теперь нужна одиннадцатиметровая отметка, с которой вы будете бить «пенальти». У каждого десять попыток. Задача: сбить мячом кеглю. Если это удалось, получаешь право на дополнительный удар (этот удар не входит в число десяти попыток). За каждую сбитую кеглю - очко. Кто наберет больше очков?

ГДЕ МЯЧ?
Отойди от мяча на пять-шесть шагов. Посмотри на него внимательно, как бы в последний раз. Пусть товарищи завяжут тебе глаза. Полный поворот кругом! Теперь осталось подойти к мячу и ударить по нему. Уверяем тебя, это непросто. Сейчас ты сам в этом убедишься...

СЛАЛОМ С МЯЧОМ.
Расставь 15 городков (это могут быть кегли, булавы и т. п.) на расстоянии метра один от другого. Теперь постарайся вести мяч, обходя городки то слева, то справа, не уронив ни одного.

МЯЧ-СЛАЛОМИСТ.
А сейчас змейкой побежит лишь сам мяч. Заставишь его делать это ты со своим товарищем-партнером. Городки (опять же кегли, булавы и т. п.) ставятся в двух метрах один от другого. По обе стороны линии городков бежите вы и перепасовываете мяч друг другу, стараясь ничего не сбить. Можно посоревноваться с другой парой желающих в быстроте и чистоте выполнения задания.

МЯЧ - ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ.
Поле, правда, небольшое. Оно заключено между несколькими твоими товарищами, стоящими по кругу на расстоянии двух шагов один от другого. Стоит каждый, важно заметить, на одном колене. Заняты все тем, что руками перекатывают мяч внутри круга. (Только перекатывают по земле!) Задерживать у себя мяч надолго они не могут. Три секунды, не более. А твое дело - или в ловком броске перехватить мяч руками, или выбить его ногой за пределы круга. Если тебе это удалось, твое место займет тот, кто касался мяча последним.
Если на колено опускаться не позволяет площадка (грязно, мокро), мяч прикатывают ногами, но смысл игры остается тем же.

ЛАПТА
В энциклопедическом словаре о лапте написано так: «Русская народная командная игра с мячом и битой. Игроки одной команды выбивают битой - лаптой мяч как можно дальше и во время его полета бегут через поле игры и обратно, игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников».
Надо признать, в лапту сейчас играют мало. Вместе с тем слово «забытая» применительно к этой игре было бы все-таки не вполне справедливым. О лапте помнят, знают, что когда-то она была одной из самых излюбленных игр. Время от времени предпринимаются попытки ввести ее в ряд спортивных игр с четкими и однозначными правилами, со специально оборудованными полями, с судьями и секретарями, с официальными протоколами. Однако этот отечественный вариант американского бейсбола или британского крикета - строго регламентированных игр с битами и мячами - как-то не приживается. Думается, лапта и впредь будет бытовать как вольная народная игра, интерес к которой может на время гаснуть и сам собой пробуждаться снова; игра, правила которой меняются от местности к местности; игра, которая порождает целое семейство подобных, но более простых игр, - кстати, именно эти игры, не требующие особой умелости и рассчитанные на небольшое число участников, особенно могут быть рекомендованы для семейного досуга.
С них мы и начнем, сказав прежде о принадлежностях для игры. Это мяч (подойдет теннисный) и бита, которая, собственно, и есть лапта. Заглянув в словарь Даля, мы узнаем, что лапта - это «лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, веселко, коим бьют мяч». Из рисунков видно, что один конец палки обструган так, чтобы за него было удобно держаться, а другой обтесан наподобие лопатки. Длина лапты около метра, ширина лопатки около 7 сантиметров. В зависимости от возраста играющих размеры лапты могут отклоняться в большую или меньшую сторону. Заметим также, что бита может быть просто круглой палкой.

ЛАПТА ДЛЯ ДВОИХ.
Один - бьющий, другой - ловящий. Определяют место, с которого производится удар, и направление, в котором может быть послан мяч (поле). Бьющий подбрасывает мяч и направляет его лаптой в поле. Ловящий, вставший поодаль, старается поймать мяч на лету. Если ему это удалось, он меняется с бьющим ролями. Нет - подбирает мяч с земли и бросает бьющему, чтобы тот продолжал свое занятие. Возможны промахи бьющего; надо заранее договориться, сколько промахов подряд (скажем, три) лишают его права на удар.

ЛАПТА ДЛЯ ТРОИХ.
Один - подавальщик, другой - бьющий, третий - ловящий. Первые два становятся на условленное место (отметить на земле чертой), третий - поодаль, в поле. Подавальщик подбрасывает мяч. Бьющий выбивает его лаптой в поле и, бросив лапту, бежит в направлении удара до определенного места (также отметить заранее чертой). Ловящий старается поймать мяч и попасть им в бегущего («колоть» его). Если ему это удалось, он становится бьющим, а «заколотый» занимает его несто. Если ему это не удалось, то он подбирает ляч с земли и бросает его к черте, с которой фоизводится удар. Бьющий и подавальщик геняются местами.
«ДАРОВКИ».
Так называлась эта игра в бывшей Вятской губернии. Бьющий бьет лаптой по гачу (дает даровки), а несколько ловящих, стараясь опередить один другого, ловят его в поле. Кому это удалось, тот становится бьющим. Если мяч упал на землю, бьющий не сменяется.
ЗЕМЛЯНАЯ ЛАПТА.
Отличие ее от предыдущей игры вот в чем. Ловящие, даже и упустив мяч на землю, получают еще одну возможность женить бьющего: тот кладет лапту на землю, а игрок, подобравший с земли мяч, бросает его, чтобы попасть в лапту. Если бросок окажется удачным, бьющему придется идти в поле ловить мяч, а меткий игрок займет его место.

«СОЛОВЕЙ» И «ВОРОБЕЙ».

В этих играх мяч подбрасывается кверху с помощью нехитрых приспособлений. Из рисунков видно, что это за приспособления. Чтобы в «воробье» мяч не скатывался с планки-дощечки, в ней делают маленькое углубление. В «соловье» мяч удержится сам. Число играющих, как и в предыдущих двух играх, может быть разным. Один из играющих становится (по жребию, как и во всех играх) бьющим. Лаптой он ударяет по свободному концу дощечки, отчего «соловей» или «воробей» улетает порой очень высоко. Если кому удастся поймать мяч, лапта передается ему.

ВОЛЬНАЯ ЛАПТА.
Эта игра - как бы развитие лапты для троих. Здесь тоже проводятся на земле две черты (шагах в пятидесяти одна от другой; заметим, что расстояния для пробежек во всех описываемых играх должны соизмеряться с возрастом детей и их умелостью). На одной черте стоят подавальщик и бьющий, остальные же игроки (от трех до шести; большее число играющих не очень желательно, потому что подолгу придется ждать очереди бить) располагаются в поле между двумя чертами, друг за другом, более или менее равномерно. (Перед игрой надо сосчитаться, кто бьет, кто подает, кто стоит в поле первым, ближе всех к бьющему, кто вторым и т. д.)
Подавальщик подбрасывает мяч, бьющий старается ударить по нему как можно сильнее и, бросив лапту, бежит ко второй черте. Ловящие, подобрав мяч, стараются попасть им в бегуна. Если это удается, тот из ловящих, кто стоял первым, становится подавальщиком, подавальщик идет бить, а «заколотый» бегун становится сзади всех. Если же ловящие промахнулись и бьющий успел добежать до второй черты, то он получает право бить снова (возвращаясь к первой черте беспрепятственно).
Надо и здесь уговориться, после скольких промахов бьющий теряет право на удар. Скажем, промахнулся по мячу три раза - уступи место подавальщику, а сам встань последним в число ловящих. Подавальщик, ясно, заинтересован в том, чтобы бьющий промахивался. Но это не должно побуждать его к тому, чтобы подавать мяч плохо. Если бьющий считает, что мяч подан именно так, он имеет право не бить, и за промах это не считается.
НАСТОЯЩАЯ ЛАПТА -
игра командная. Два сильнейших игрока, «матки», набирают себе команды (пары сговаривающихся подходят по очереди то к одному матке, то к другому, предлагая выбирать: ель или сосна? Вода или земля? Слон или кит?); затем жребием определяют, какой команде бить, а какой - водить.
С полем для игры в лапту мы уже, по сути, знакомы. Это ровная площадка длиной и шириной 40-60 метров. С двух противоположных сторон поля проводят линии. Ту линию, за которой располагается бьющая партия, назовем коновой, противоположная линия ограничивает «город». Игрока, находящегося на кону или в городе, салить нельзя, там он в безопасности. Водящая партия располагается между этими двумя линиями.
Итак, игроки разбились на две партии. Матка бьющей партии определяет очередность, в которой его игроки будут бить (и бежать); из дальнейшего описания будет ясно, почему игроки, бьющие лучше, должны приберегаться напоследок; сам матка бьет после всех, причем не один раз, как все, а несколько (сколько договариваются). Другой матка старается получше расставить своих игроков по полю, прикидывая, где больше надежды перехватить мяч на лету, с какого места легче будет салить и т. д.; сам же он, как правило, отправляется на кон, где будет подавать мяч бьющей партии (чуть ниже станет понятно, почему в этой роли должен выступать сильный игрок).
Игра начинается. Первый удар. Если он оказался сильным, бивший бросает лапту и со всех ног бросается к городу; здесь он должен быстро решить, успеет ли он вернуться на кон. Если он благополучно возвращается, то снова становится в очередь бьющих. Если он застрял в городе, то ему приходится ждать, пока кто-то из его товарищей не сделает хороший удар и он успеет вернуться на кон. Бывает, что удар не получился совсем. Тогда уж лучше остаться на кону и попытаться бежать вместе со следующим бьющим, если удар того будет хорош. Иногда в городе и на кону скапливаются несколько игроков, не успевших сделать перебежку, а хорошего удара все нет. Приходит очередь бить матке, самому умелому. Своими сильными ударами он дает возможность закончить перебежки всем, кто не
успел («выручает», «бьет на выкуп»). Сам же он может бежать лишь со своим последним ударом. А вдруг этот удар не удался? Значит, теперь матке придется ждать, пока выручат, «выкупят» его те, кто бил уже прежде и кто, сделав перебежку, получил право бить снова.
Но конечно, дела у бьющих вовсе не обязательно должны идти так гладко, как только что описано. Ведь игроки водящей, полевой партии тоже не дремлют. Когда кому-нибудь из них удается поймать мяч на лету, партии сразу меняются местами. То же происходит, когда мячом, поднятым с земли, удается осалить бегущего. Отметим, что водящие могут перебрасывать мяч друг другу, стараясь, чтобы он попал к тому, кто с большей вероятностью может осалить бегущего (при этом попадание считается недействительным, если осаливший сошел с места после того, как получил мяч). Осалив игрока бьющей партии, соперники должны занять кон как можно скорее, так как теперь уже их могут засалить и они снова окажутся в прежней роли.
Всегда ли полевая партия должна стремиться засалить перебежчиков? Нет, не всегда. Порой очень велика опасность промаха, а вместе с тем и того, что мяч попадет к игрокам, стоящим на кону; когда они заберут мяч, всем, кто не успел сделать перебежку, предоставляется вполне безопасная возможность сделать это сейчас. Потому-то салят с осторожностью, и если риск промахнуться велик, предпочитают скорее перебросить мяч на кон подавальщику, чтобы тот быстро ввел его в игру.
Подавальщик и сам может салить, но только вот в каком случае: когда кто-то из тех, кто не успел сделать перебежку, от нетерпения срывается с места до удара (а подавальщик может сделать обманный жест, будто подбрасывает мяч, на самом деле оставляя его в руке), хотя бы одной ногой выходит из кона.
Такова схема игры. Конца она, в общем, не имеет. Партии до бесконечности могли бы меняться местами. Игра идет до тех пор, пока игроки не устанут.
Возможно, вам удастся сыграть в лапту, когда вы с друзьями и детьми своих друзей окажетесь за городом, на большой поляне или на лугу. И вы убедитесь в справедливости слов, сказанных когда-то А. И. Куприным: «Эта народная игра- одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз и вечная уверенность в том, что тебя не победят».

КВИНТАС
Игра эта издавна бытовала в Литве. Играют в нее впятером (отсюда и название: «квинта» - пять).
Для начала обозначают площадку, на которой будут играть, - квадрат 10 на 10 метров. Проводят пять кругов диаметром метр - полтора по углам и в центре.
Сосчитались. Один из игроков становится li квинтой и занимает место в центральном круге. Остальные - по углам. Надо также назначить кого-то в судьи. По его сигналу квинта бросает мяч одному из угловых игроков, а тот перебрасывает его любому из стоящих в других углах. При этом никому нельзя выходить за пределы своего круга. Улучив момент, угловые игроки стараются метнуть мяч в квинту. Но он должен быть все время начеку, чтобы вовремя пригнуться, присесть, подпрыгнуть, пропустив мяч.
Игрок, который попадает в квинту, становится в центр, а тот на его место. Игра продолжается несколько минут. Если за условленное время никто не сможет попасть в квинту, угловые игроки уступают места новой четверке. (Если она есть. Нет - считаются заново.)
За каждую ошибку (промах, выход из круга) угловой игрок получает от судьи замечание. Заработал три замечания - уступи место другому. Судья, впрочем, имеет право поступить иначе: вместо удаления наложить «отсроченный штраф»: впоследствии одно попадание в квинту не засчитывается. С квинтой судья тоже обходится достаточно сурово: ступил за черту -поражение, твое место займет тот, кто бросил мяч последним.

ЧИНЛОН
Игра с таким названием родилась когда-то в Бирме. Из тонких прутьев сахарного тростника ребята сплетали мяч. И начинали перебрасывать его ногами друг другу. Правила этой игры таковы, что руками касаться мяча нельзя, можно принимать мяч от соперника на подъем ноги, на плечо, на колено, на голову. Пожалуй, нам нет необходимости плести мяч. Можно взять обычный футбольный или любой того же размера. Если ты не сумел принять мяч или неправильно передал его (так, что он до партнера не долетел), получаешь штрафное очко. До какого счета играть, условьтесь.