Бесплатные онлайн-вебинары для учителей
интересно • быстро • выдача свидетельств
Выбрать тему

получите прямо сейчас
10 видеоуроков
по русскому языку на свой электронный ящик

 
авторские видеоуроки, видеоуроки по русскому, математике и другим предметам.

более 1000 отборных презентаций, планов и материалов к уроку.

Разработка урока по произведению Пушкина А. С. "Ворон к ворону летит" (анализ)



Ясинская Светлана Георгиевна

МОУ «СОШ № 22» Череповца

Учимся читать и понимать художественный текст.

Конспект урока литературы в 6 классе

 с мультимедийной презентацией.

Тема

«Медленное чтение» поэтического текста.

А.С.Пушкин «Ворон к ворону летит...»

Цель

 Формирование коммуникативной компетенции.

Обучение  методике «медленного чтения» поэти­ческого текста.

Задачи

  • Дать понятие о способе «медленного чтения», о фольклорной символике в тексте Пуш­кина.
  • Формировать умения работать с толковым слова­рём, справочной литературой, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл тек­ста, развивать творческие способности в соответствии с интересами.
  • Воспитание взаимопомощи и коллективизма.
    Форма проведения урока

Групповой способ обуче­ния.

Технологии

Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова-Ершовой, идея С.Плахотникова.

Средства обучения

Портрет Пуш­кина, распечатка стихотворений на каждого ученика, ви­зитки (художник, рассказчик, математик, филолог, линг­вист), альбомные листы, фло­мастеры, опорная схема «Мо­дель работы с текстом», лист со словами, толковый словарь, таблица «Виды информации в художественном тексте», мультимедийная презентация.

 Модель  работы  читателя  с  текстом

I До  чтения.

Автор. Название. Эпиграф.

Прогноз

II По ходу  чтения

Установка.

Внимание  к  слову.

Проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы.

Диалог  с  текстом.

Главная мысль.

Понимание.

III После  чтения

Рефлексия.

Виды информации  в  художественном тексте.

Использование. Переработка  информации.

Вторичные  тексты.

Домашнее задание к уро­ку

Индивидуальное: три лингвиста выписывают из толковых словарей значения слов ворон, проведать, раки­та, богатырь, сокол, кобыл­ка, вороная, ива, роща, дуб. Бригада оформителей готовит наглядные пособия.

Класс делится на группы, каждый выбирает себе роль (математик, рассказчик, ху­дожник, филолог).

Оформление доски

Модель пространства в восточнославянском фольклоре

(по горизонтали).

В центре находятся камень, Мировое древо (древо жизни). Далее располагаются церковь, дом, кузница. Совсем далеко - остров Буян. На краю мира живых людей находятся чисто поле, океан, море, река. По другую сторону границы лежит мир мёртвых.

Модель пространства в восточнославянском фольклоре

(по вертикали).

Мировое древо (древо жизни)

               Верхний мир

  Небо, боги, божественные птицы: орёл, сокол, ворон.

Земной мир

Люди, копытные животные: лошадь.

Нижний мир

Лягушки, ящерицы, змеи, насекомые, грибы.

Царство мёртвых

 

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Много лет назад произошло страшное преступле­ние: был убит богатырь. Сохранилась только одна улика - стихотворение. Сегодня мы проведём след­ствие по делу об убийстве богатыря. Наша задача - ответить на три вопроса: кто убийца? кто соучастни­ки? кто свидетели?

2.   Инструктаж

Мы сформировали шесть следственных групп. В каж­дой группе есть математик, филолог, художник, рас­сказчик.

3.Целеполагание.

Чтобы раскрыть преступление, мы должны позна­комиться с уликой - стихотворением, проанализиро­вать текст и растолковать его смысл. Мы используем способ медленного чтения, пойдём пешком.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Гершензона: "Всякую содержательную книгу надо чи­тать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досу­жий пешеход, который движется медленно и внима­тельно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицова­ны такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены, меткость так естественна и не­принуждённа, что при беглом чтении их и не заме­тишь.. Но пойдите пешком по Пушкину - какие чу­десные цветы у дороги!"

4.   Формирование умения работать с текстом

Модель  работы  читателя  с  текстом

I До  чтения.

Автор. Название. Эпиграф.

Прогноз

II По ходу  чтения

Установка.

Внимание  к  слову.

Проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы.

Диалог  с  текстом.

Главная мысль.

Понимание.

III После  чтения

Рефлексия.

Виды информации  в  художественном тексте.

Использование. Переработка  информации.

Вторичные  тексты.

Текст стихотворения не выдан.

Потренируем вашу интуицию, умение прогнозировать.

  • Автор стихотворения Пушкин. Что вы о нём знаете?
  • Название стихотворения не сохранилось, а пер­вая строчка - "Ворон к ворону летит..." Ваш прогноз: о чём это стихотворение?

Каждый ученик получает текст; учитель читает сти­хотворение.

А.С.Пушкин

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
«Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?»

Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая».

Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого,
Не убитого, живого.

                 1828

Словарная работа

       Что непонятно?
Индивидуальные сообщения лингвистов.

       Наши лингвисты работали с толковыми слова­рями и находили значения слов.
Ворон - большая всеядная птица с блестящим чёрным оперением.

Проведать - 1.узнать по слухам, 2.навестить.

Ракита - дерево или кустарник семейства
ивовых; растёт по берегам рек.

Богатырь - 1.герой былин, совершающий воинские подвиги, 2.человек большой силы, стойкости, отваги.

Сокол - хищная птица, отличающаяся быстрым парящим полётом.

Кобылка - кобыла, самка лошади.

Вороная - о масти животных, чёрная.

Ива - кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

Роща - небольшой, чаще лиственный лес.

Дуб - крупное лиственное дерево семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями.

Групповая работа

Разминка (серия приёмов-блужданий). Идея С.Плахотникова.

Плахотников С. Добрым молодцам намёк. - Первое сентября, 1999,

№ 7.

А теперь следственные группы получают задания.

Математики должны найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон - семь раз.)

Филологи - перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, не­друг - семь героев.)

Художники - нарисовать схему стихотворения, рас­положить на ней героев.

Рассказчики готовят пересказ стихотворе­ния.

Результаты работы следственных групп

Сообщения математиков, филологов.

   Почему у Пушкина именно семь персонажей?

Справка консультанта.

 С точки зрения христиан­ской культуры семёрка - символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

Сообщения рассказчиков.

Внимательно слушаем прозаические пересказы сти­хотворения.

   Какие недочёты?

Художники по ходу урока вывешивают рисунки.

Диалог с автором

Задаём вопросы автору и сами же ищем ответы.

Первая строфа

Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу?

Справка консультанта.

А.Н. Афанасьев: "По грече­ским сказаниям, ворон был вестником Аполлона и при­носил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне соглас­ны русские поверья. Постоянный эпитет ворона - ве­щий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют её даром слова и предвещаний".

Вторая строфа

Лингвист ещё раз читает толкование слова "ракита".

Прочитайте третий стих. Какая возникает несу­разица? (Ракита - дерево или кустарник семейства ивовых; растёт по берегам рек.)

Почему же автор посадил ракиту в чистом поле?
Вспомните модель пространства восточных славян.

В центре находятся камень, Мировое древо (древо жизни). Далее располагаются церковь, дом, кузница. Совсем далеко - остров Буян. На краю мира живых людей находятся чисто поле, океан, море, река. По другую сторону границы лежит мир мёртвых.

 (Чисто поле - переходная область между миром живых и миром мёртвых, как и река, море.)

Ракита относится к семейству ивовых. Какие ас­социации вызывает у вас ива? (Ива плакучая - по­стоянный эпитет.)

В каком значении употреблено слово "богатырь"? Почему?

Третья строфа

Почему автором выбран сокол?

Справка консультанта.

А.Н. Афанасьев: "...Люби­мыми и главнейшими воплощениями бога-громовника были орёл и сокол".

Посмотрите на схему мирового древа. Ваши выводы.

Почему кобылка "вороная"? (Чёрный - зловещий цвет.)

Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

Четвёртая строфа

Почему сокол улетел в рощу?

Справка консультанта.

А.Н. Афанасьев: "В древно­сти древо жизни - дуб - находился в священной роще. В таких священных рощах приносили жертвы богам, устраивали праведный суд".

-Почему "хозяйка", а не "супруга"?

-Кого ждёт хозяйка? Почему?

Результаты работы следственных групп

Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидете­ли?). Каждая группа доказывает свою точку зрения.

Выводы следствия

О чём это стихотворение? (Измена жены и убий­ство мужа.)

 А в чём основная мысль? (Оди­ночество человека, даже если рядом близкие люди.)

5.   Формирование умения сравнивать два текста

Преступление мы раскрыли.

Это стихотворение Пушкина - перевод шотландской народной баллады «Два ворона» (Английская и шот­ландская народная баллада. М., 1988).

Два ворона
Намедни, по полю бродя,
Двух воронов подслушал я:
Прокаркал одному другой:
«Где отобедаем с тобой?»

«Вдали ты видишь ров? Лежит
В нём рыцарь, только что убит.
Известно это лишь жене,
Псу, соколу его и мне.

За дичью пёс пустился в лес,
А сокол в облаках исчез,
Жена же к ночи ждёт дружка:
Нам будет трапеза сладка

 

Ты на затылок белый сядь,
А я глаза примусь клевать;
Насытясь, волосом златым
Своё гнездо мы устелим.

И не узнают никогда,
Куда исчез он без следа,
Шуметь лишь будет суховей
Над грудой тлеющих костей».
                                       Перевод О.Румера

В чём различие и сходство?

А теперь сравните с другой английской балла­дой - «Три ворона».

Три ворона
Три ворона сидели в ряд -
И чёрен был у них наряд.

Спросил один неторопливо:
- Где нынче будет нам пожива?

- Вон там на берегу крутом
Убитый рыцарь под  щитом.

Да свора верная его
Не подпускает никого,

Да соколы его кружат
И тело зорко сторожат.

 

Приходит дева молодая.
Главу его приподнимая,

Целует тихо и светло
Окровавленное чело.

Над мёртвым прочитав молитвы,
Его уносит с поля битвы,

И скорбно в землю зарывает,
И на могиле умирает.

Дай Бог, таких нам похорон,
И псов, и соколов, и жён!
                  Перевод С.Степанова

В чём различие и сходство?

6.   Домашнее задание (на выбор)

  • Отчёт следователя по делу об убийстве богатыря.
  • Иллюстрации к стихотворению.
  • Рецензия на урок литературы.
  • Сравнение двух (или трёх) стихотворений.

Литература

1.Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические. - Вопросы психологии, 1993, №5.

2.Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. - В книге: Проблемы школьного учебника. Выпуск 20. М., 1991.   

3.Граник  Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.  Когда  книга учит. - М.,1988.

4.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.  Как научить  школьников  вдумчивому чтению. - Воспитание школьников, 1991, №5, 6, 1992, №5-6.

5.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как  учить  работать с книгой. - М., 1995.

6. Граник Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста. - Вопросы психологии, 1993, №2.

7.Граник Г.Г. Восприятие школьниками художественного текста. - Вопросы психологии, 1996, №3.

8.Граник Г.Г. Как научить понимать художественный текст. - Русский язык, 1999, №15.

9.Граник Г.Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник - практикум. - М., 2001.

10.Граник Г.Г. и другие. И снова...о Пушкине. - М., 1999.

11.  Букатов В., Ершова А.  Хрестоматия игровых приёмов обучения. -

М., 2000.

12.Ершов П., Ершова А. В.Букатов. Общение на уроке и поведение учителя. - М.,1998.

13.Уроки театра на уроках и в  школе. Театральное обучение школьников 

I - XI  классов. - М.,1990.

14.Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. - Первое сентября, 2001, №43.

15.Букатов В. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии  Пушкина. - М., 1999.

16.Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 2003.

17.Плахотников С. Добрым молодцам намёк. - Первое сентября, 1999,

№ 7.

18. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. - М.,2002.

19.Английская и шот­ландская народная баллада. -  М., 1988.

Авторы, источники, литература: 
Светлана Георгиевна
 

Аноним on 21.01.2010 - 17:42

Замечательно